Зарубежные эксперты предлагают
астанчанам пересесть с авто на легкорельсовый
трамвай.
Дискуссии о том, как избавить городские улицы от
транспортных заторов, ведутся в Астане уже
несколько лет.
Прибывающее невероятными темпами население
плюс количество машин, которое доходит в столице
уже до 100 тысяч, заставляют чиновников
предпринимать меры.
Однако ощутимых результатов они, как правило, не
дают. Небольшой город в одночасье не превратишь в
мегаполис.
На прошлой неделе аким столицы Умирзак Шукеев
презентовал проект «Новая транспортная система
Астаны», где стратегическим направлением
является развитие скоростного пассажирского
транспорта. Если в прошлом году специалисты
акимата и ГКП «Астанагенплан» достаточно
категорично высказывались в пользу бесшумного
трамвая, то теперь с помощью немецких
исследователей решили, что самым оптимальным
будет легкорельсовый поезд (трамвай).
Строительство путей планируют начать уже в
следующем году. На реализацию проекта, по
предварительным оценкам, потребуется 217 млн евро,
которые в качестве займа готов предоставить
Европейский банк реконструкции и развития
(разумеется, под гарантии правительства).
По словам руководителя проекта Райнера
Йоханссмайера, инфраструктуру нового вида
транспорта будут возводить в два этапа, в целом
реализация плана рассчитана на два года. Первые
9,5 километра легкорельсовой дороги планируется
провести по главным городским улицам, соединяя
старую часть города (ориентировочно вокзал) с
новым административным центром на левом берегу
Ишима.
Трамвайный путь пустят по центру автодороги,
ширина составляет 12 метров. Правда, этот пункт
вызывает у столичных специалистов нарекания.
Дело в том, что ширина общегородских магистралей
равна 22 метрам; если 12 из них займет легкорельс,
то остальному транспорту попросту негде будет
ездить, а без заторов в этом случае уж точно не
обойдется. Кроме того, эксперты «Астанагенплана»
предлагают изменить маршрут трамвая и направить
его по второстепенным улицам Астаны, где
транспортный поток не такой интенсивный. На что
представители компании «ТransTec» (именно они
занимались исследованиями и разработкой ТЭО
нового проекта) возразили:
— Наша задача — переориентировать
людей с частного транспорта на общественный. Мы
должны принять во внимание пропускную
способность всех видов транспорта. Так, личный
транспорт позволяет перевозить порядка
одной-двух тысяч пассажиров в час, в то время как
общественный — от шести до десяти тысяч.
Зарубежные профи представили еще один аргумент
в пользу своего решения: оказывается, в Европе
дороги намного уже, а значит, «легкий» трамвай и
прочий транспорт вполне «уживутся» на
центральных магистралях Астаны.
Прения специалистов прервал Умирзак Шукеев,
заявив, что «главное условие, которому должен
отвечать проект, — это отсутствие сноса»,
который может в разы увеличить стоимость
появления легкорельса.
Что касается преимуществ нового вида
транспорта, то в этом и отечественные, и
иностранные специалисты, на удивление,
единодушны. Скорость трамвая даже в часы «пик»
достигает 25 километров в час — таким образом,
добраться из одного конца города в другой можно
будет всего за 23 минуты. Крытые остановки,
расположенные через каждые полкилометра и
выполненные в стиле «хайтек», станут
отличительной чертой и достопримечательностью
столицы, полагает Райнер Йоханссмайер. К тому же,
учитывая необратимый рост столичного населения,
инфраструктуру легкорельсового трамвая можно
будет без особых затрат преобразовать в
метрополитен.
Международные специалисты почти весь год
провели в столице за исследованиями и пришли к
выводу, что строить в Астане монорельс или метро
не выгодно. Во-первых, это слишком дорогостоящий
проект. Но самое главное — такие виды
общественного транспорта смогут окупиться,
когда население столицы увеличится как минимум в
четыре раза. Бесшумный трамвай — тоже не самый
лучший вариант для компактного города, поскольку
траектория его пути не терпит многочисленных
поворотов и узких дорог.
— В первые два квартала следующего
года мы можем завершить все проектные работы,
выбрать подрядчика и провести тендер, чтобы со
второй половины следующего года начать
строительство? — поинтересовался столичный
глава у разработчиков.
Получив утвердительный ответ, аким дал
экспертам недельный срок на уточнение
оставшихся вопросов. Осталось только
согласовать технико-экономическое обоснование
проекта в правительстве, которое, по словам
акима, состоится в ближайшие дни.
Легкорельсные трамваи появятся в столице еще
не скоро, поэтому пока Умирзак Шукеев
упорядочивает движение транспорта
административными способами. Буквально в
понедельник на оперативном совещании в акимате
градоначальник распорядился перевести начало
рабочего дня некоторых городских госпредприятий
с 9 на 8 часов утра.
— Через неделю все мы должны
начинать рабочий день в 8 утра, — заявил Умирзак
Шукеев.
Как отметил директор столичного департамента
пассажирского транспорта и автодорог Багдат
Байжаханов, в старой части Астаны находится 27
городских госструктур и около 30 территориальных
органов республиканских ведомств. Теперь
некоторые госслужащие будут отправляться на
работу на час раньше — таким образом, объем
транспортного потока на столичных магистралях
уменьшится на 20-25 процентов, полагают в акимате. А
значит, снизится количество «пробок», которые
порядком поднадоели как чиновникам, так и
водителям и дорожным инспекторам.
Источник информации: Елена
Заболотских izvestia.kz